[personal profile] a_shen
лучший комментарий, по-моему, дал митр. Антоний (1972): сказанное им можно рассматривать как подробное толкование слов "лучше бы в Бога, <....>, верил"

<...> Если человек глубоко, всей душой, всей силой жизни убежден в правде, в истине того или иного представления о жизни или понятия, совершенно естественно, чтобы он о нем говорил, чтобы он его проповедовал, чтобы он хотел им поделиться. Это относится не только к религии, но ко всем областям жизни; когда мы прочли какую-нибудь книгу, которая нас увлекает, слышали музыку, которая для нас очень значительна, мы всех стараемся приобщить к своему опыту; и в этом отношении терпимость может продолжать существовать, но ее нельзя путать с теплохладностью или с безразличием. И есть другая терпимость — или нетерпимость, — которая происходит, как я сказал минуту назад, от того, что человек не уверен в силе, в убедительной силе того, во что он верит, и хочет внедрять это искусственным образом. И это — преступление; человек, который хочет насильственно внедрить в другого какую бы то ни было идеологию, какие бы то ни было убеждения, какую бы то ни было веру — это человек, который не верит, в конечном итоге, в убедительность той истины, о которой он говорит. Всякое насилие говорит о слабости человеческого убеждения или о том, что человек не верит в другого человека, думая, что нельзя и ждать от него, чтобы он отозвался на истину или на правду, а что надо его к этому принудить; это преступление религиозное.

[Анатолий Максимович Гольдберг (журналист, беседовавший с митр. Антонием)]: Я совершенно согласен с Вами в том отношении, что самыми нетерпимыми деятелями Церкви были люди, которые испытывали сомнения и которые хотели убедить не только других, но и самих себя. Но взглянем на это иначе. Существует Церковь. Церковь ответственна за то, чтобы помогать людям верить, чтобы помогать людям жить так, как предписывает им вера; и Церковь не проявляла должной терпимости. Почему?

Митрополит Антоний: Я думаю, по двум причинам. С одной стороны, по причине, которую я уже указал: недостаточно спокойной, победоносной уверенности, что истина за себя постоит; что не нам защищать Бога; что не нам защищать истину; что в человеке есть способность отозваться на истину без того, чтобы его к этому принуждали. И с другой стороны, потому что общество верующих — и это относится не только к православным, это относится ко всем верующим христианам и не христианам...

Анатолий Максимович: Совершенно верно; я не знаю, что Вы скажете, но Вы совершенно правы: у всех церквей, у всех религий есть в данном отношении что-то общее, есть этот момент...

Митрополит Антоний: Мне кажется, что это происходит от того, что между каждой общиной и тем обществом, в котором она находится, в частности, государством, в котором она живет и действует, образуется связь, которая всегда пагубна для верующего общества, которая всегда ограничивает его, которая всегда сводит с пути и которая всегда подменяет высокие принципы веры, любви, надежды, преданности, жертвенности и т.п. чем-то другим, скажем, русификацией (если говорить о Русской Церкви до революции в таких областях, как Прибалтийский край, Польша), или использованием религиозного момента для светских и, я бы сказал, часто противорелигиозных целей.

Date: 2012-08-17 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] fedorefr.livejournal.com
Спасибо.

Немного не в тему. Неверующий Гаспаров в одном из писем озвучил в чем-то схожую мысль: ученый, уверенный в том, что его открытие в чем-то приблизило нас к пониманию истины (т.е. сути вещей, устройства мира и пр.), не станет стремиться любой ценой "проталкивать" свое открытие - ведь истина никуда не денется от того, что люди узнают о ней не сейчас, а на 200 лет позже. Напротив, человек, выдумавший что-то своё, заинтересован в пропаганде этого - ведь вместе с ним это и умрет...

Date: 2012-08-17 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] mother-irina.livejournal.com
Господи, были же умные люди ...

куда все подевались?

Date: 2012-08-17 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
коллеги Путина по искариотовой службе не дремали, увы... (Это не конкретно про митрополита Антония, естественно - он умер в глубокой старости - а про тех, кто погиб в России, когда убивали священников и взрывали храмы.)
Edited Date: 2012-08-17 04:44 pm (UTC)

Date: 2012-08-17 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mother-irina.livejournal.com
думаю, что основной вред нанесён всё-таки не прямым истреблением, а насаждением страха у оставшихся

страх убивает ум (не самый знатный, конечно) ...

Date: 2012-08-17 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] nighttime-notes.livejournal.com
Да, он кругом прав.
Насколько приятнее читать его тексты, чем иных современников.

Date: 2012-08-17 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
мне кажется (сужу только по его текстам - я, естественно, не был с ним знаком), что он был умным, честным, смелым, добрым и верующим человеком - комбинация, которая в наше время не так часто встречается, увы.

Date: 2012-08-17 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] koot.livejournal.com
Спасибо, я не знал раньше про это интервью. Хотя вл. Антоний не говорит ничего экстраординарного, он сам являет ту спокойную уверенность, что правда за себя постоит, и это действует сильнее всего.

Date: 2012-08-17 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Фонарёв (from livejournal.com)
Может быть это наивный взгляд, но частичное (или даже полное) отсутствие института церкви положительно влияло на «верха».

Date: 2012-08-17 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
я не понял, какой период (и что именно в точности) ты тут имеешь в виду

Date: 2012-08-18 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] max-ushakov.livejournal.com
Pussy Riot, заметим, тоже нельзя назвать уверенными в том, что истина за себя постоит (иначе бы не полезли они на амвон)...

Date: 2012-08-18 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
отказ от насилия, о котором говорит митр. Антоний, и фатализм - отказ от всякого действия - немного разные вещи...

Date: 2012-08-18 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] max-ushakov.livejournal.com
Грань между человеком, который поёт про Путина с амвона потому, что не может удержаться и хочет всем рассказать, и тем, что делает то же самое с холодной головой и для того, чтобы заставить всех поверить в его правоту, тонка, и я, пожалуй, не знаком с деталями настолько, чтобы судить, с какой стороны были P.R.

Вообще, мне кажется, что при таком ведении суда говорить о сути дела уже как-то неуместно...

Date: 2012-08-18 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
разница в готовности к насилию - не знаю, были ли готовы ПР к тому, чтобы оказаться жертвами, но уж явно они не хотели никого ни избивать, ни сажать.

Суть дела, imho, не в мотивировке ПР - а как раз в поведении властей государственных и церковных, а также различных групп их поддержки...

Date: 2012-08-18 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] a-kruglov.livejournal.com
Чёткой границы между насилием и просто действием нет. В таких случаях со временем граница между ними может отдрейфовывать довольно далеко.

Я бы не согласился, что насилие обязательно означает неуверенность в своей позиции. Мне кажется, что распространённость подобных контррациональных эмоциональных аргументов по отношению к более сильному сопернику (включая сюда и обвинение противника и том, что он боится, в ответ на насилие по отношению к себе, например) вызвана тем, что среагировать на насилие как-то хочется, насилие в ответ применить не получается, а рациональными аргументами на насилие реагировать не принято.

Вообще, представление, что человек, считающий себя правым, не должен суетиться, похоже, глубоко сидит в бытовом сознании: есть ещё "оправдывается, значит виноват" (с которым я тоже не согласен). Ещё в сказках есть "добро всегда побеждает зло". С другой стороны есть гораздо менее (IMHO) распространённые в массовом сознании "добро должно быть с кулаками" и притча про спасение от наводнения и три лодки (http://pritchi.mozgun.ru/zadacha.php?id=206) (откуда она взялась я вообще не знаю, вряд ли имеет русские корни больше, чем лет на 40, мне кажется).

Date: 2012-08-18 10:00 am (UTC)
From: (Anonymous)
А как же знаменитое евангельское "Заставь их войти" (Лука 14:23)? И многочисленные комментарии на этот текст христианских богословов? Которые одним неосторожным росчерком пера вдруг превращаются в "религиозных преступников" (???). Начиная аж со Св. Августина.
Очень сурово, Вы не находите? И посмотрите на даты:
Св.Августин - 4-й век, дьявольского развлекалова мало. А ему все мало, он "заставляет войти".
Митрополит Антоний - 1972, дьявольского развлекалова вообще нет, вместо него "Сельский час". И потому он "победоносно уверен", что истина за себя если и не постоит, то уж по крайней мере что-то противопоставит.
Но что же она, несчастная, противопоставит? Наркотики, боевики, либерализм, порнуха, пирсинг, куда ни глянь - дьявол выиграл. Нокаутом и даже хуже: я тут недавно вердиевскую "Аиду" смотрел, так это те же "Пусси", только курицы не хватало. В следующей постановке обязательно будет.
Что бы сейчас Св.Августин (с его нецивилизованностью и сталинскими замашками) делал? Аутодафничал? Возможно. А ведь он святой.

Date: 2012-08-18 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
по "порядку ведения" - если оставляющие комментарий задают (нериторические) вопросы, имея в виду ответ, то лучше подписываться.

а вообще, конечно, комментарий замечательный - он как бы исходит из того, что Анатолий Максимович беседует с митрополитом после прослушивания "сельского часа" и "в рабочий полдень"
Edited Date: 2012-08-18 10:29 am (UTC)

Date: 2012-08-18 10:47 am (UTC)
From: (Anonymous)
Не совсем так. Я исхожу из того, что ни тот, ни другой перед разговором не накачивались ни порнухой, ни фильмами ужаса, ни рэпом.
P.S. Я пробовал когда-то давно подписываться, но потом появлялись комментарии за той же подписью, но уже не мои. Люди же пошли креативные.
Впрочем, я не настырный. Если по каким-то причинам Вы не хотите, чтобы я оставлял комментарии в Вашем журнале, то Вы скажите и я не буду.

Date: 2012-08-18 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
для этого в LJ предусмотрена процедура регистрация, сравнительно действующая.

Нет, меня не раздражают анонимные комментарии, если Вы не заинтересованы в ответах или в каком-то связном обсуждении, то нет смысла подписываться

Profile

a_shen

August 2024

S M T W T F S
    123
45678910
111213141516 17
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 22nd, 2026 05:17 pm
Powered by Dreamwidth Studios