[personal profile] a_shen
"Аристотелю, чтобы понять, что Земля круглая, хватило здравого смысла и взгляда на луну, которая раз за разом превращалась в месяц. Аристотель сообразил, что такую тень может отбросить только круглое на круглом, причем только если этот предмет движется, не так ли?" (http://www.novayagazeta.ru/society/68880.html)

а Вы тоже считаете,

Date: 2015-06-21 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
что когда луна превращается в месяц, то это тень от круглой Земли?!

Date: 2015-06-21 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] deni-ok.livejournal.com
Луна "раз за разом превращается в месяц" по причинам, не связанным с формой Земли. Только изредка.

Date: 2015-06-21 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com
А, ну это верно. Я имел в виду то, что Ш. совершенно корректно сослался на А.

о корректности

Date: 2015-06-21 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
"на круглом" и "если движется" - это напрасно...

Date: 2015-06-21 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] deni-ok.livejournal.com
Шендерович и правдоподобные рассуждения.

Date: 2015-06-21 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] slazav.livejournal.com
Сам текст отличный.
А ляп про луну совсем дурацкий, я тоже обратил внимание когда читал.

вот удивительно -

Date: 2015-06-21 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
что вот их всех (гуманитариев) тянет рассуждать про то, в чём они даже не пытались разобраться? Причём ведь это не что-то сложное, а материал четвёртого класса, и простого здравого смысла и желания подумать тут бы хватило. Впрочем, и Гранин (инженер по образованию) в книге "Иду на грозу" описывает опыты, в которых модель самолёта помещали в электрическое поле и измеряли потенциал в разных точках (а даже и неметаллические самолёты в грозе мокрые и вряд ли потенциал может быть разным), а также изучали градиент напряжённости...

Re: вот удивительно -

Date: 2015-06-21 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] slazav.livejournal.com
Мне кажется, что у всех людей в голове есть много каких-то таких криво склееных обрывков информации. Особенно в вещах, которые напрямую не требуются, но которые "стыдно не знать". С ними надо бороться (особенно в самом себе, особенно при написании таких текстов), но их всегда будет много оставаться.

Re: вот удивительно -

Date: 2015-06-21 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
ну да, надо бороться - и не всегда это получается, к вящему позору. Например, в первом издании книжки по алгебре (с Гельфандом) я воспроизвёл то, что (как мне казалось) я слышал о "Хорошо темперированном клавире" Баха и равномерной темперации - и лишь потом к стыду своему ознакомился с (хорошо доступными) источниками, где история описывается гораздо более сложным образом и безо всякой уверенности...

Re: вот удивительно -

Date: 2015-06-21 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] francis-drake.livejournal.com
а Вы, я прошу прощения, пытались разобраться в гуманитариях? Если нет, то «всех» в «их всех» выглядит комично.

Re: вот удивительно -

Date: 2015-06-21 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
явление наблюдается часто, а почему - кто его знает. "Одни из нас гаснут нежданно, до срока, когда напряженье меняется тока" - писал какой-то известный поэт (Шефнер, видимо). Гегель учил, что дрозды утром тощие, а потом впитывают влагу и становятся жирными - см. ссылку и другие примеры в http://www.lirmm.fr/~ashen/alexander-shen.narod.ru/uspensky-table-talk.pdf

Re: вот удивительно -

Date: 2015-06-21 05:30 pm (UTC)
From: [identity profile] francis-drake.livejournal.com
Не тот ли это самый текст, в ответ на публикацию которого в ЖЖ Вас просили в комментах собрать также безграмотные высказывания учёных о философии?

Re: вот удивительно -

Date: 2015-06-22 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] gweiss.livejournal.com
Здравствуйте!
Я бы сказал, что автор рассуждает-то про то, в чём хотел разобраться. И это явно не то, как греки измеряли Землю. Можно, конечно, придираться к неточностям.
Лично мне текст очень понравился, написано сильно.

Date: 2015-06-21 09:30 am (UTC)
yigal_s: (Default)
From: [personal profile] yigal_s
"Слышал звон". Я Шендеровича не очень жалую, но считаю этот ляп совершенно простительным.
From: [identity profile] xaxam.livejournal.com
"Я ж тебе говорил, - Замля... а ты - фаза, фаза!"

Date: 2015-06-21 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] ilya-dogolazky.livejournal.com
там ещё умилительная история про полицейских, не выпускающих евреев из еврейского квартала, автор едва ли сочинил её сам, но поверил и одобряет, истинный либерал!

Date: 2015-06-21 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] cema.livejournal.com
Да уж.

Date: 2015-06-21 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] allocco.livejournal.com
Terence Tao, публичная лекция в UCLA: http://www.youtube.com/watch?v=7ne0GArfeMs (в районе 13:00).

ну там он

Date: 2015-06-21 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
правильно говорит про лунные затмения (другое дело, что речь скорее о границе полутени, судя по картинкам, и можно ли с такой точностью судить о форме земли, вопрос не очевидный)

Date: 2015-06-21 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] allocco.livejournal.com
Теперь я понял, что вы имеете в виду. Мне подобная интерпретация текста однофамильца в голову сразу не пришла :)

Date: 2015-06-21 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] amerik.livejournal.com
очень распространенный ляп, я, кажется, даже сама как-то раз такой сделала :)

Date: 2015-06-21 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] naukarus.livejournal.com
я к своему стыду тоже :) в оправдание, спор шел у костра в заметном подпитие. мне даже удалось убедить в своей правоте половину болельщиков :) во сне я осознал свою ошибку, о чем утром и поведал миру :)

Date: 2015-06-21 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] amerik.livejournal.com
и я у костра, кажется! правда, не помню насчет подпития.

да, это эффект известный,

Date: 2015-06-21 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
но удивительный - почему это народное верование так устойчиво, что переживает и здравый смысл по некоторому размышлению, и курс природоведения...
From: [identity profile] amerik.livejournal.com
думаю, потому что в момент наблюдения (ночью у костра) Землю и Луну видно,
а Солнце нет :) если Луна видна в светлое время суток, ничего такого в голову не приходит.
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
ну это прямо "что вижу, то пою" - всё-таки вряд ли кто-то думает, что луна ночью и днём (в том числе больше половинной) - это разные луны, и минимальный интерес к окружающей действительности и её устройству мог бы побудить задуматься и раньше, что ж это такое на небе видно и почему...
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com
не-склонность человека пересматривать усвоенные ответы на вопросы, особенно если вопрос не очень актуален, очень глубока, и свойственна почти всем.
Раз человек осознал как-то себе, почему месяц такой формы, и больше к этому вопросу не возвращался.

Date: 2015-06-21 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] taki-net.livejournal.com
Все-таки слова "раз за разом" оставляют надежду, что он имел в виду затмение, и поэтому не сказал "месяц за месяцем".

боюсь, что

Date: 2015-06-21 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
употребление слова "месяц", которое традиционно связывают с фазами Луны, оставляет мало надежд. К тому же то, что тень "на круглом" (что в момент затмения совсем не имеет значения) тоже непонятно как интерпретировать, чтобы это было грамотно.

Date: 2015-06-21 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] vvagr.livejournal.com
И всё же при затмении тень от диска и тень от шара Аристотель различить бы не смог. И не различал.

минуточку

Date: 2015-06-21 10:44 am (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
если тень от диска круглая (и забывая о проблеме полутени и точности), то это значит, что диск перпендикулярен направлению на солнце, т.е. оно должно быть в зените. Так что именно диск не подходит.

Re: минуточку

Date: 2015-06-21 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] vvagr.livejournal.com
В зените должна быть луна, а солнце - в надире. Но и при других условиях тень диска эллиптическая. Вообще я бы сказал, что наблюдение за тенью земли при затмениях могло бы скоропостижно продвинуть древнюю острономию только при наличии у земли углов или же при невыпуклости формы земли. Прочие варианты не могли бы дать однозначного свидетельства на круглой луне.

Re: минуточку

Date: 2015-06-21 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
да, конечно, я имел в виду вертикальность. Вопрос о восстановлении формы Земли упирается в точность: можно ли отличить кусок эллипса (на самом деле хуже - кусок границы окрестности эллипса, возникающей из-за полутени) от окружности, глядя на Луну невооружённым глазом...

Date: 2015-06-21 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] rmfedorov.livejournal.com
А Аристотель все правильно понимал?

Date: 2015-06-21 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com

Да много чего он там наговорил... Васко да Гама вместо Магеллана, Гемара как боговднохновленный текст...

Date: 2015-06-21 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] fedorefr.livejournal.com
Помню, в одной из "Бесед о русской культуре" Ю.М. Лотман сказал:

Своим поведением и судьбой (в значительной мере определенной той исторической ролью, которую он себе избрал) Наполеон предвосхитил проблематику и сюжетологию целой отрасли романтической литературы. Гений мог в дальнейшем сюжетно интерпретироваться различно — от демона до того или иного исторического персонажа, — стоящие на его пути преграды также могли получать разные имена (Бога, феодальной Европы, косной толпы и пр.). Однако схема была задана. Конечно, не Наполеон ее изобрел: он подхватил роль из той же литературы. Но, воплотив ее в пьесе своей жизни, он вернул эту роль литературе с той возросшей мощью, с которой трансформатор возвращает в цепь полученные им электрические импульсы.

Трансформатор, конечно, не увеличивает мощность электрических импульсов. Но лекции Юрия Михайловича от такого неудачного примера, думаю, не пострадали.

Date: 2015-06-21 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] salas.livejournal.com
Сам трансформатор кажется мне удачной метафорой, так что можно предположить, что Лотман представлял принцип его действия, а технический язык не использовал сознательно. Кстати, если присмотреться, в цитате нет слова мощность.

извиняюсь -

Date: 2015-06-21 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
идея "возвращения электрических импульсов в цепь" (судя по слову "возвращение" - в ту же, откуда он их взял) - не выглядит убедительной, вряд ли так можно сказать о трансформаторе. (Уж скорее можно говорить про цепную реакцию или индуцированное излучение, если непременно видеть физические аналогии)

Date: 2015-06-21 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] fedorefr.livejournal.com
В тексте есть слово "мощь", однокоренное со словом "мощность" и никак не связанное со словами "напряжение", "ток" и "сопротивление", которые и преобразуют трансформаторы.

Date: 2015-06-22 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] a-konst.livejournal.com
В бытовом понимании слова "мощь" оно с таким же успехом может быть частичным синонимом "напряжения" (в том же бытовом понимании). И уж никак оно не синоним физическому термину "мощность".

Date: 2015-06-21 04:33 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Это чтобы не говорили, что Шень ехидничает только супротив политически чуждых?

анонимные комментарии

Date: 2015-06-21 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
не приветствуются, просьба на них не отвечать.

RE: анонимные комментарии

Date: 2015-06-21 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
По теме все слишком печально, остается только зубоскалить. Обрати внимание, до какой степени этот твой комментарий похож на парадоксального брадобрея.

Date: 2015-06-22 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] edd-l.livejournal.com
Вот из свежих новостей http://lenta.ru/news/2015/06/22/rjdvshodorkovsky/ , хотя там и нет формального обмана, но с учётом предыдущих публикаций в официальных СМИ http://www.rbcdaily.ru/industry/562949985628674, так и тянет на основе этого материала задачи для дошкольников по алгебре составлять

Date: 2015-06-24 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] e-v.livejournal.com
«В своём глазу бревна не видит, а в чужом соринку разглядит» (C)

Это про тебя, Саша.
Edited Date: 2015-06-24 07:09 pm (UTC)

буду признателен

Date: 2015-06-24 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
за указания на ошибки в моих сочинениях и прочих высказываниях (и, кажется, всегда был признателен?)

Date: 2015-06-30 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] korolev-dweller.livejournal.com
Шендерович жж0т!

Великий путешественник Васко да Гама, лично проверивший догадку Аристотеля о том, что Земля круглая

Как он её проверил? Небось Латынина Шендерович путает с прямым углом, т.е. с Магелланом, точнее с его спутниками.

— А если бы мы разговаривали в Иране? Меня бы казнили?

— Казнили бы, разумеется, — пожимая плечами, отвечал внук деда Ахмеда. — Потому что ты не прав!


Что за ужасы? О чём надо говорить в Иране, чтобы за частный разговор в ресторане человека бы казнили? О планах отравить тегеранский водопровод?

Показательно, что аудитория оба момента благополучно проглотила.
Page generated Mar. 21st, 2026 11:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios