[personal profile] a_shen
радиометр Крукса вращается от зелёной лазерной указки
IMG_9150
(и при этом важно, что свет на чёрную сторону - иначе не вращается)

Date: 2016-08-27 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com
не знаю, что такое радиометр Крукса, но вращение только с черной стороны говорит о том, что вращается от нагрева

ну естественно

Date: 2016-08-27 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
- отражающая сторона хуже нагревается, и мощности лазера недостаточно

Re: ну естественно

Date: 2016-08-27 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com
согласно легенде на вступительных в физтех любили заваливать абитуриентов. рассказавших о опытах Лебедева, демонстрируя этот эффект.

Re: ну естественно

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2016-08-27 06:26 pm (UTC) - Expand

Re: ну естественно

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2016-08-27 06:38 pm (UTC) - Expand

Re: ну естественно

From: [identity profile] 2born.livejournal.com - Date: 2016-10-23 04:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-08-27 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] misha-b.livejournal.com
А от красной не вращается, что ли?

Date: 2016-08-27 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
просто зелёная (у меня) более мощная, обычной красной, думаю, не хватит. (Светодиодного фонарика не хватает, например, он не крутится или почти не крутится)

Date: 2016-08-27 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
А напиши об этом в "Квантик"!

Date: 2016-08-27 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
ну тут нужен специалист, потому что там интересная история - как я понимаю, какие-то специалисты начала века, причём великии, неправильно предсказали направление вращения, исходя из каких-то своих представлений о кинетике разреженных газов (так по крайней мере я понял доклад, где я был - но подробностей, увы, совсем не понял). Так что надо бы какого-нибудь грамотного человека (причём который готов разбираться в истории вопроса) спросить...

(no subject)

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2016-08-27 07:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com - Date: 2016-08-27 07:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2016-08-27 07:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com - Date: 2016-08-27 07:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com - Date: 2016-08-30 01:52 am (UTC) - Expand

Date: 2016-08-27 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] anhinga-anhinga.livejournal.com
Наивно, если считать, что дело в давлении света, то, наоборот, от светлой поверхности должно сильнее вращаться, чем от тёмной...

Это и показывает, что дело не в давлении света:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80_%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%B0

Изящно...

Date: 2016-08-27 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
там целая (и непонятная мне) наука - скажем, объяснение с более быстрым отскоком почему-то в http://math.ucr.edu/home/baez/physics/General/LightMill/light-mill.html отвергается, но я не понимаю этих опровержений

Date: 2016-08-27 08:55 pm (UTC)

Date: 2016-08-28 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] slazav.livejournal.com
Забавно, в Википедии пишут про два разных эффекта. Я их понял примерно так:
1. на пластинку падают холодные молекулы, отражаются горячие. То есть, пластинка передает им дополнительный импульс, и, значит, на нее действует сила.
2. С одной стороны от пластинки получается больше горячих молекул, которые передают ей больший импульс при повторных столкновении. Другими словами, если бы не поток газа вокруг пластинки, там бы повышалось давление. А так получается какой-то неравновесный процесс с потоком газа и каким-то перепадом давления.

Второй эффект в отличие от первого должен зависить от геометрии системы (как устроен поток вокруг пластины, отвод горячих молекул).

Date: 2016-08-28 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
А не хочешь ли ты в этом деле как следует разобраться и написать статью для Кванта или Квантика - в зависимости от требуемых познаний? Фотографии я могу теперь обеспечить, имея это устройство - но, конечно, там дело тонкое...

Date: 2016-08-28 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] slazav.livejournal.com
Чукча не писатель:) Я уже даже про то, что написал, начал сомневаться. У меня не получается представить себе второй эффект: постоянного потока вокруг пластинки там быть не может (ведь газ как-то должен попадать обратно). Просто градиент температуры скомпенсируется градиентом плотности, а давления сравняются. Буду еще думать.

Date: 2016-08-28 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
Кстати - если попытаться понять по существу - какая там величина свободного пробега? Скажем, если она сравнима с размером склянки, то тогда соображение о повышении давления локально вряд ли действительно, а рассуждение с более горячими молекулами вроде от этого не зависит...

Date: 2016-08-28 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] slazav.livejournal.com
При 1Па уже может быть сравнима.
Вроде, при нормальных условиях длина свободного пробега 10^-5 cm, а давление как раз 10^5Па.

(no subject)

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2016-08-28 11:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2016-08-28 11:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] slazav.livejournal.com - Date: 2016-08-28 11:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2016-08-28 12:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] slazav.livejournal.com - Date: 2016-08-28 12:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] slazav.livejournal.com - Date: 2016-08-28 08:13 pm (UTC) - Expand

а что тогда?

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2016-08-28 08:18 pm (UTC) - Expand

Re: а что тогда?

From: [identity profile] slazav.livejournal.com - Date: 2016-08-28 10:00 pm (UTC) - Expand

Re: а что тогда?

From: [identity profile] slazav.livejournal.com - Date: 2016-08-28 10:14 pm (UTC) - Expand

Re: а что тогда?

From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com - Date: 2016-08-29 07:01 pm (UTC) - Expand

Re: а что тогда?

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2016-08-29 07:06 pm (UTC) - Expand

Re: а что тогда?

From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com - Date: 2016-08-30 01:46 am (UTC) - Expand

Re: а что тогда?

From: [identity profile] e-v.livejournal.com - Date: 2016-08-30 05:38 pm (UTC) - Expand

Re: а что тогда?

From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com - Date: 2016-08-30 08:24 pm (UTC) - Expand

Re: а что тогда?

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2016-08-30 08:57 pm (UTC) - Expand

Re: а что тогда?

From: [identity profile] e-v.livejournal.com - Date: 2016-08-31 09:02 pm (UTC) - Expand

Re: а что тогда?

From: [identity profile] e-v.livejournal.com - Date: 2016-08-31 08:51 pm (UTC) - Expand

Re: а что тогда?

From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com - Date: 2016-09-01 12:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] e-v.livejournal.com - Date: 2016-08-30 05:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2016-08-30 06:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] e-v.livejournal.com - Date: 2016-08-30 09:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2016-08-30 09:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] slazav.livejournal.com - Date: 2016-08-30 07:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] p-k.livejournal.com - Date: 2016-09-05 07:01 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-08-29 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com
если на чОрную сторону -- то это ни разу не давление света, а комбинация тепловых эффектов и/или испарения с подложки.

Date: 2016-08-29 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
конечно, не давление - в этом-то как раз все согласны, а вот как объяснить эффект на самом деле, не так понятно (см. многочисленные ссылки в других комментариях, от которых у меня заходит ум за разум...)

Date: 2016-08-30 01:49 am (UTC)
From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com
есть, насколько я помню, 2 объяснения:
1. Конвекция остаточного воздуха
2. Отрыв молекул от поверхности.
Первое решается глубокой откачкой сосуда, недостижимой в домашних условиях.
Для второго нужно хорошее химическое пассивирование поверхности (тоже недостигается)

Date: 2016-08-31 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com
10 W of green for 10 bucks?
146% bullshit!

скорее

Date: 2016-08-31 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
вопрос в том, это 1000% bullshit, то есть 1 ватт, 10000% или 100000 или вообще не работает

Re: скорее

Date: 2016-08-31 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] oude-rus.livejournal.com
По safety class - это макс 500 мВт; скорее всего -- 50.
Я могу купить и померять точно, только зачем?

Re: скорее

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2016-08-31 05:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-09-11 08:19 am (UTC)
From: (Anonymous)
По приведенной тобой ссылке твои рассуждения скорее подтверждаются, чем опровергаются:

"Again this is not correct, and could only work if the mean free path between molecular collisions were as large as the container, instead of its actual value of typically less than a millimetre."

То есть в твоем предположении о длине свободного пробега ты прав. Но они не верят в твое предположение.

-- alih

Date: 2016-09-11 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] a-shen.livejournal.com
они как-то странно пишут про это объяснение как вариацию объяснения с давлением и потом опровергают это объяснение на примере с цилиндром. Там понятно, что происходит - если у одной стенки сидит игрок, который кидает мячи быстро игроку у другой стенки, а тот их ловит, и кидает медленно, то силы будут одинаковыми, это да - но в радиометре другая стенка - это стеклянные стенки колбы. Про свободный пробег - непонятно, как узнать, какое давление реально в радиометре, видимо, надо смотреть оригинальные статьи или сведения от производителей. Но, кстати, они предлагают какое-то объяснение с краями лепестков как правильное - и это можно пытаться проверять, светя лазером на разные места лепестков, в центре и у края - я светил в центре...

Date: 2016-09-11 07:06 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Да, меня это тоже удивило - сначала говорят, что давление сравняется, а потом - а если не сравняется, то...

> какое-то объяснение с краями лепестков как правильное
Я так понял, что молекулы газа проскальзывают немаленькие расстояния по поверхности твердого тела. Видимо, вся штука в разности температур в месте приземления молекулы и в месте отлета.

> и это можно пытаться проверять, светя лазером на разные места лепестков, в центре и у края - я светил в центре...
Там есть проблема. Предположим, что нагревание лазером порождает температуру exp(-d), где d - расстояние до точки нагрева. Мы хотим проинтегрировать этот гауссиан по окружности - в одном случае точка нагрева в центре окружности, в другом случае - лежит на ней. Так вот я тут в питоне прикинул - в зависимости от радиуса окружности (в нашем случае - от теплопроводности) выигрывает то один, то другой интеграл. То есть совершенно не очевидно, что лазер в край поможет вращению.
--alih

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2016-09-11 07:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-shen.livejournal.com - Date: 2016-09-11 09:43 pm (UTC) - Expand
Page generated Jul. 26th, 2025 08:36 am
Powered by Dreamwidth Studios